Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Зубово-Полянский детский сад № 2 комбинированного вида»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, Зубова Поляна, ул. Советская, д. 21,

Телефон

88342-2-19-81

Эл. почта seleznevat83@mail.ru

МБДОУ «Зубово-Полянский детский сад No2 комбинированного вида»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, пос. Зубова Поляна, ул. Советская, д. 21
Телефон: 8 8342 2-19-81
Эл. почта: seleznevat83@mail.ru

«Дидактические – логопедические пособия, как средство автоматизации и дифференциации звуков и букв с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме». (Логопедический проект) 16-17 уч.год

«Дидактические – логопедические пособия, как средство автоматизации и дифференциации звуков и букв с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме». (Логопедический проект) 16-17 уч.год

Логопедический проект: «Дидактические – логопедические пособия, как средство автоматизации и дифференциации звуков и букв  с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».

Направление: творческое, коррекционное.

Сроки реализации:  1 месяц.

Цель проекта:

 постановка и автоматизация звука «ш» у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи проекта:

   - развивать артикуляционный аппарат;

    -закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать                      произношение звука «ш», дифференцировать звуки «с –ш»;

    -развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

    -совершенствовать интонационную выразительность речи детей.

   - закрепить и автоматизировать поставленные звуки в речи

Участники проекта: дети, учитель-логопед, родители, воспитатели

Способы оценки:

      - наблюдения;

   - анализ игровой деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат:

участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции, введение в речь поставленных звуков, дети запомнят графическое изображение  буквы Ш.

Подготовительный этап

 1 неделя.

- Подобрала и систематизировала игры и игровые упражнения.

- Изготовила дидактические пособия, карточки – символы.

2 неделя

- Разработала индивидуальные карточки для домашних заданий  с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность.

 - Провела   консультацию для родителей: "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей".

Деятельностный этап

3 неделя.

- Проведение для родителей открытого занятия: "Звук «ш» и буква Ш"

Заключительный этап

 4 неделя

 -Подведение итогов по реализации проекта, обобщение опыта работы по проекту с воспитателями  группы и  родителями.

Результат проектной деятельности:

- детям поставлен и введен в речь звук (ш)

- дети правильно произносят гласные и согласные звуки в сочетание со звуком (Ш)

- дети умеют различать и дифференцировать  на слух и называть слова,  со звуком (ш) в начале в конце, середине слова;

- дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, выделять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;

- дети применяют  артикуляционную позицию в произношении заданного звука

- дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса.

 

Участие в проекте способствует формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, умению подбирать слова похожие по произношению, подбирать слова на заданный звук, выделять на слух слова в которых есть этот звук, не зависимо от его положения, определять место заданного звука в слове, выработке хорошей дикции.

Были разработаны системы игр и упражнений по автоматизации звуков, синтезу и анализу слов. Работа по данному направлению способствовала более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, соотношению изучаемого звука с её графическим изображением – буквой.

Во время проведения игр у детей активизировалась память, внимание, воображение, развивалось логическое мышление. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку, дети не скованны, у детей появляется стимул к общению, что способствует быстрому контакту с логопедом и детьми.

 

Приложение:

Дидактические – логопедические игры и пособия в  подготовительном этапе постановки звуков.

 

Индивидуальная работа с детьми "Артикуляционная гимнастика  язычка"                     

Цель: активизация основных движений артикуляционного аппарата.

Дидактическое логопедическое  пособие «Приключение язычка» 

-  ребенок выполняет упражнения кладет карточку – символ по цифровому порядку, с каждым  упражнением продвигаясь ближе к домику (Язычка)  .       

 

    Упражнение "Солнышко": язычок выглянул из окошечка, увидел яркое солнышко и решил погреться и позагорать - широкий язык положить на нижний ряд зубов.

    Упражнение "Стрекоза":  язычок увидел стрекозу, которая летала над цветком вверх - вниз, вверх - вниз - острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.

    Упражнение "Лягушка": язычок дольше пошел гулять, на пруду увидел лягушку, она сидела на кувшинке и улыбалась вот так - растянуть губы в улыбке.

    Упражнение "Уточка": язычок дальше отправился погулять, во дворе он увидел уточку - вытянуть губы, звукоподражание: «Втянуть щеки между зубами»

    Упражнение "Слоненок": увидел язычок в зоопарке слоненка - сделать из губ трубочку. «А теперь слоненок я, посмотрите на меня. подражаю я слону, губы хоботом тяну.

    Упражнение "Лошадка": увидел веселый язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался, - улыбнуться, приоткрыть рот, медленно пощелкать кончиком языка. Покатался язычок на лошадке и отправился домой

     Замкнул заборчик, (упр.  заборчик)

    лег спать(закрыть рот)

 

Использование на занятии рукавичек 

Логопед предлагает ребенку одеть на руку варежку  красного, синего или  зеленого цвета  на варежку крепится закрепляемый звук. Проговаривается слова спряженные гимнастикой.

- Жил на свете язычок (упражнение иголочка)

 

- Запирался на крючок (закрывают рот).

- Хоть один он проживал, никогда не унывал (упражнение  улыбка)                                                   

- Утром рано просыпался, за зарядку принимался    (упр. Окно)       

 -  вверх,  вниз (языком вверх вниз)                                                                

 -А потом ты ложись( язык прямой лежит на дне рта кончик упирается в н/резцы) 

 - А, затем подскоки, бег (грибок)                                                                     

  - Тут  совсем не до утех (часики)                                                                             

  -  Притомился язычок, даже заколол бочок (иголочка)                                               

 - Умываться он пошёл, щётку в ванной он нашёл (чистим зубки)                

  -  Зубы чистил, полоскал (имитируем полоскание рта)                                           

  -  А умылся – засверкал (улыбка)                                                         

 

 Дидактическое пособие «Погляжу – покажу»

 

Перед ребенком лежат карточки с символами, гласные буквы ,логопед  просит выбрать любой символ соотнести его с буквой воспроизвести артикуляцию с выбранным звуком

 

Символы гласных звуков геометрические фигуры круг, квадрат, овал и т.д Произносим гласные, утрированно показываем артикуляцию каждого гласного, сопоставляем артикуляцию губ с символами звуков.

Игра: «Угадай какой звук я произнесла?»- логопед беззвучно произносит гласные звуки, дети по артикуляции узнают, какой звук он произнёс. (или наоборот ребёнок показывает артикуляцию, логопед называет звук) Ребенок показывает  символ заданного гласного звука.

 

Дидактическая игра  «Умные пальчики»

 

Ребенок одевает наперсники с гласнымибуквами  на правой руке,  на левой с буквой Ш , логопед читает пальчиковую гимнастику дети повторяют за логопедом , рассказывают какие звуки им удалось подружить. 

 

Дружат в нашей группе мальчики и девочки

Дружат в нашей группе маленькие пальчики

 Эй  ладошки поиграйте  немножко

Аш, Ош, Уш, Ыш, Еш.

Слоги получились - мы не удивились.

 

Дидактическая игра «Графическое изображение».

- выкладываем букву Ш из палочек.

- рисуем букву в воздухе

- рисуем букву на песке или крупе

- выкладываем бусинки по контуру буквы

- раскрашиваем букву

- заштриховываем букву

- обводим букву по контуру

- печатаем букву

- находим букву среди других

 

Игра: «Воздушные шары»

 

Цель: Научить детей подбирать картинки, название которых начинается на заданный звук.

Описание игры: Логопед выставляет букву Ш, дети произносят звук и из предложенных картинок выбирают только те, которые начинаются на звук «ш».

 

 Игра: «Кто в домике живёт?»

 

 Цель: Учить детей подбирать картинки-слова к графическим схемам.

Описание игры: Однажды слова со звуком С и Ш решили вместе погулять , погреться на солнышке, вышли из своих домиков и не посмотрели как они выглядят, а когда пришло время возвращаться домой, не смогли найти свои домики. Дети помогают словам вернуться домой.

 

Игра: «Собери бусы»

 

Цель: Научить детей подбирать картинки, название которых начинается на звук «ш».

Описание игры:  Дети нанизывают на шнурок бусинки, на которых изображены картинки (в названии картинок  есть заданный звук).

 

 

Дидактическое пособие:  «Прятки на полянке»

 

Цель: Автоматизация звука, ориентация в пространстве, развитие памяти.

Описание игры: Какой звук спрятался под цветочком спряталась, верхнем правом углу? В первом ряду посередине? В левом нижнем углу? и т.д. (ребенок откручивает и называет  звук)

Игра: «Говорим слово, наматываем ленту»                                               

 

 Цель: Закреплять понятие слог, определять количество слогов в слове.  

   Описание игры: ребёнок произносит слово по слогам, на каждый слог наматывает один кружок ленты.

 

Игра: «Помоги мышке добраться до сыра»

Цель: автоматизация звуков, подбор картинок на заданный звук.

Описание игры: Ребёнок проходит по дорожке, называя четко слова(название картинок), ребёнок выбирает картинки на заданный звук и расставляет их по дорожке, проходит с мышкой и называет чётко слова.

 

Игра: «Собери по смыслу пару»

Цель: Определять первый звук в словах  и сравнивать слова, учить соединять слова по смыслу, развивать логическое мышление. Описание игры: Ребёнок соединяет между собой картинки, которые  начинаются на одинаковый звук « Поймай первый звук»; Ребёнок соединяет между собой картинки по смыслу («Кто, что ест?», «Съедобное», «Найти детёнышей»…)

 

 Закрепляем результат в "Чистоговорках"

Закрепляем результат в "Чистоговорках" (звук С)

Цель: обучение детей произносить звук  С  в словах.

-сом, сова, киска, самолёт, оса, бусы.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

В саду темно, все спят давно                                                                                     

 Одна сова не спит, на суку сидит.

Киска, киска, где твоя миска?                                                                                           

 Ест киска суп из миски.                                                                                                           

Сыта киска - пуста миска.

Самолёт построим сами

Понесёмся над лесами                                                                                                               

Понесёмся над лесами                                                                                      

 А потом вернёмся к маме.                   

Са – са – са – в саду оса                                                                                                   

Сы – сы – сы – в  саду осы.

Как, у нашей Дуси красивые бусы                                                                         

 Дуся бусы надевай  и за мамой успевай.

 

"Чистоговорки" (звук Ш)

 

Цель: обучение детей произносить звук Ш в словах.

-каша, мышь, шубка, шапка, лукошко, заяц.

 

У Маши мошка в каше,

Что делать нашей Маше?

Сложила кашу в плошку

И покормила кошку.

 

Мышонку шепчет мышь:

"Ты что шуршишь, шуршишь?"

Мышонок шепчет мыши:

"Шуршать я буду тише".

 

Шапка да шубка

Вот и весь Мишутка!

Пыхтит, как пышка,

Наш пухлый Мишка.

 

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод - полное лукошко!

Я попробую немножко.

 

Сидит зайка на опушке,

Поднимает зайка ушки.

Зайка серый скачет ловко,

Зайка кушает морковку.

 

Консультация для родителей: «Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

 

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Все речевые органы состоят из мышц.

 

Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

 

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

 

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

 

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряженность артикуляционных органов;

- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

 

Артикуляционную гимнастику следует использовать не только для коррекции речевых нарушений, но и для своевременного их предупреждения, а также, чтобы ускорить процесс формирования правильного произношения.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.